Защитим сакральные места! ⛰️🏔️✨🌳🌊 Природные ресурсы Республики Алтай представляют уникальную историческую, экологическую, этнокультурную ценность. Это, прежде всего, сакральные места – святые, родовые горы, целебные озера, родники, средообразующие растения и животные, некоторые виды которых отнесены в Красную книгу России и Республики Алтай. Но такие виды из семейства кипарисовых растений, как верес и можжевельник (арчын, кырчын), которые используются в обрядовой культуре, нельзя относить к краснокнижным. Они должны быть отнесены к другому охранному статусу растений как этнокультурная ценность. Задача живущих в настоящее время людей – сохранение исходной точки уникальности экологии Республики Алтай; выработка путей разумного природопользования; установление экологического и экономического баланса. Для того, чтобы достичь этой цели, что необходимо предпринять? Ответ – необходимо принятие природоохранного закона Республики Алтай, который будет регламентировать режим охраны и нормативные возможности использования в хозяйственной отрасли сакральных объектов; процедуру их инвентаризации, паспортизации, постановки на государственный учет. Какие возможности, кроме установления экологических гарантий для сохранения, уполномочен разрешить закон о сакральных местах? Обеспечит общественную стабильность, снимет градус народного, этнического напряжения, которое ежегодно возникает из-за того, что без учета сакральности природных объектов нарушается их заповедный режим частью населения региона,предпринимательским сообществом в сфере туризма, лесопереработки, недропользования. Законный протест народа проявляется по двум факторам: * Этнический, т.е. алтайский фактор протеста. Конституционный строй в Республике Алтай предоставил право алтайскому народу на самоопределение в составе России. Поэтому Республика Алтай – это полноправный субъект РФ, в пределах которого решаются этнокультурные вопросы коренного населения РА (статья 76). Согласно Конституции Республики Алтай, статьи 22, Республика Алтай обеспечивает проживающим на ее территории народам защиту от посягательств на их этническую самобытность. Поэтому алтайцы имеют право и законно защищают ценности своей этнической самобытности в пределах самоопределенной Конституцией территории. * Общенародный фактор протеста, т.е. протестное движение, в котором участвуют широкие слои населения. Протест у народа вызвали инициативы Правительства Олега Хорохордина - внедрение туркластеров, туртерриторий, агломераций, ноосферной территории, ряд инициатив, связанных с олигархическими структурами (стройка автодороги по тайге до Каракольских озер, ГЛК «Манжерок» и тд. Имеет ли право народ Республики Алтай, независимо от мировоззренческих, политических, культурных и иных различий, выражать свое протестное мнение на инициативы сверху по вопросам природопользования? Да, имеет. Статья 16 Конституции РА установила – земля, недра, леса, растительный и животный мир, водные и другие природные ресурсы являются достоянием Республики Алтай и национальным богатством ее народа, используются и охраняются как основа его жизни и деятельности. Владение, пользование и распоряжение природными богатствами не могут осуществляться в ущерб интересам народа, проживающего на соответствующей территории. Республика Алтай обеспечивает экологическую безопасность, рациональное природопользование, защиту уникальной территории республики и ее природно-заповедного фонда. Действительно ли инициативы власти создавали напряжение в обществе? Приведу несколько примеров социальной напряженности, протестных движений, возникших в результате нарушения исторически установленного режима сакральных мест, в разрешении которого экологическая организация «Сакральный Алтай» принимала непосредственное участие, используя «тактику дятла» – неоднократные обращения в исполнительные и правоохранительные органы власти: святая гора Урчин (Турочакский район), святые горы Чебор, Чаптыган (Чойский район) – лесозаготовка; святая гора Тюс каан (Майминский район) – туризм, строительство ГЛК “Манжерок”; святая гора Сары ыйык (Кош-Агачский район) – недропользование; святые озера Садринское, Тюукское, Каракольские, Мультинские, Аккемское, Кучерлинское, Тайменское – лесозаготовка, превышение антропогенной нагрузки, туризм; Манжерокское озеро – туризм и так далее. Организации удалось многое сделать – предотвращение лесозаготовки, недропользования, установление охранных зон. Об этом было и сказано и написано. Что нам не удалось остановить, предотвратить из перечисленного списка? * Строительство на святой горе Тюс каан (Синюха) ГЛК «Манжерок», хотя встречались с руководством этой компании, разъясняли особенности горы, связанные с автономным природным механизмом защиты, который срабатывает при нарушении ее заповедного режима, в результате которого под высоким риском будет вся размещенная на ней туристская инфраструктура. Но власть и деньги затмили наше предостережение. Поэтому последнее слово скажет сам Алтай. * Это же касается и Манжерокского озера – это озеро входит в ареал святой горы Тюс каан. Приведу два примера дестабилизации народа из лета 2022 года: * Обратились за помощью жители села Тюнгур Усть-Коксинского района по факту автомобильного восхождения в сторону святой горы Уч Сюмер. По нашему ходатайству природоохранная прокуратура проверила их разрешительные документы на восхождение. Со слов прокурора Е.Н. Иванова документы в порядке, разрешение выдано высшим руководством страны и региона. Тем не менее, прокуратура вынесла административное наказание в виде штрафных санкций за срубленные деревья представителям Русского географического общества. Считаем, что принятая прокурорская мера недостаточная, наказание не адекватно содеянному. Несмотря на утверждения экстремалов о том, что они очищали от мусора район Уч Сумер, в обществе не утихает резонанс. Подогрело его видео участников похода, на котором очевидно то, что автомобили повреждали почвенный покров, вывернули огромные глыбы камней. Также есть опасения, что подобная прокладка автотрассы позволит и другим на внедорожниках нарушать девственность природы. * К руководителю Улаганского филиала «Сакрального Алтая» Любовь Юрьевне Тондоевой обратились жители района по поводу непонятной стройки в районе святой горы Кыскашту Ойык. Член нашей организации Тойдонов Михаил Миронович в составе группы инспектировал эту местность и добыл фото-, видеофакты о стройке. Народ обратился во все властные инстанции. Прокурор Улаганского района А.Г. Бачишев на запрос нашей организации ответил, что стройка на сакральном месте Дьакалу Ойык в Улаганском районе незаконная, разрешительных документов о предоставлении земель лесфонда в аренду нет, ООО «Алтай Вилладж» привлечен к административному наказанию, предписали ему снос сооружений. Глава Республики Алтай Олег Хорохордин заявил на сессии, что постройки на горе Кыскашту Ойык в Улаганском районе будут снесены. «Прежде чем инвестировать, нужно было узнать мнение местных жителей» – пишет телеграм-канал «Алтай: главные новости (тос солундар)». Вроде вопрос снят с повестки, но, к сожалению, удручает предлагаемый высшим должностным лицом субъекта изначальный подход выяснения о возможности строительства – узнавать у местного населения, не сакральное ли это место. Считаю, что такой "базарный" подход породит разнотолки, приведет к дестабилизации региона, а не к конструктивному разрешению вопроса. Почему я так считаю? На мой взгляд, прежде всего, следует принять природоохранный закон о сакральных местах, в котором также будет установлен механизм инвентаризации, паспортизации, постановки на госучет сакральных мест. При составлении проекта госреестра учитывается мнение населения, которое выполняет роль этнологической экспертизы, подтверждающей соответствие предлагаемого объекта статусу исторической, экологической, этнокультурной ценности. После этого возможно через муниципальные образования или Правительство РА проводить процедуру регистрации и утверждения госреестра сакральных природных объектов. Далее пошли технические работы – паспортизация сакральных объектов... Замечу, что госреестр используется во всех экономических сферах и учитывается ими в предпроектный период. При таком подходе нет нужды предпринимателю бегать и выспрашивать мнение у местного населения – это сакральное место или нет? Можно ли мне там разместить свой хозяйственный объект? Жизненные факты в решении государственных вопросов принуждают нас различать два подхода, два пути – нормативно-правовой и, к великому сожалению, базарно-коррупционный. Поэтому экологическая организация «Сакральный Алтай» на протяжении ряда лет предлагает первый путь, но сама власть его не поддерживает. Чтобы не быть голословной, приведу факты, аргументирующие мой вывод: 1. Начиная с 2016 года неоднократно обращались к Главе РА А.В. Бердникову с предложением о принятии закона «О сакральных местах». Встречалась с ним по этому вопросу. Согласился поддержать. Начали с минприроды работать над законопроектом. Но проект зарубила Правительственная антикоррупционная комиссия нормативно-правовых актов, выявив коррупциогенные факторы, то есть – термины «сакральные места», «святая гора», «родовая гора» в российском законодательстве не используются, поэтому они являются правовым дефектом юридических норм и двусмысленной языковой формулой. 2. Новый Глава РА О.Л. Хорохордин. Опять встречаюсь. Согласен. Поддерживает, тем более в пору избирательной кампании на теме сакральности Алтая он и его команда рысью скакали по горам и долам. Одновременно обращаюсь к нашему парламенту. И.о. спикера Г.Е. Чепкин дает распоряжение двум комитетам – под руководством Рябченко В.В. и Екеевой Н.М. – о создании рабочей группы по разработке законопроекта по сакральным местам. Я как член этой группы предоставляю два проекта. Первый вариант – это введение поправки в республиканский закон № 70 «Об особо охраняемых природных территориях в Республике Алтай» новой категории – этнокультурные природные ландшафты; второй вариант – отдельный проект закона «О сакральных природных местах». ФЗ № 414, статья 3 предоставляет право субъектам РФ принимать региональные законы, даже если нет ФЗ. Но опять антикоррупционная экспертиза Правительства РА и прокуратура РА отсекают проекты, руководствуясь теми же выявленными в проекте коррупциогенными факторами – в законах российских не используются понятия «сакральные места», «святая гора», «родовая гора», «святые родники, озера». Мои аргументы против заключений антикоррупционной комиссии Правительства и Прокуратуры РА – отражение реализации прав алтайского народа на сохранение этнической самобытности путем введения в закон Республики Алтай терминов «сакральные места», «святая гора», «родовая гора» не является правовым дефектом юридических норм и двусмысленной языковой формулой, так как эти термины легитимизируют в нормативно-правовом поле конституционное право народа на сохранение и развитие этнической самобытности. Потому считаю, что отнесение их к коррупциогенным факторам является или экспертной ошибкой, связанной с правовой безграмотностью, или в противном случае предвзятым проявлением, позволяющим нарушать конституционное право коренного народа Республики Алтай на сохранение этнической самобытности. 3. Далее, мы, «Сакральный Алтай», обращаемся в комитет Госдумы РФ по экологии с предложением о введении новой категории в федеральный закон «Об ООПТ». В начале лета этого года получаю ответ от Минприроды РФ, в котором они с нашим проектом солидарны, принимают необходимость такой категории как сакральные места в законе об особо охраняемых природных территориях, при этом ссылаются на то, что Республика Алтай может беспрепятственно ввести новую эту категорию в республиканский наш закон. В этом пункте акцент сделаю на позицию Минприроды РА, которое, несмотря на череду смен четырех министров на протяжении нескольких лет, «ногами и руками» против этого закона. Курирующий этот вопрос замминистра Е.А.Мунатов в своей позиции – против – проявляет свою твердость и непоколебимость по сей день. 4. После депутатских каникул в рабочем порядке в мессенджере «Вотсап» пишу двум руководителям комитетов Государственного Собрания – Эл Курултай вопрос – когда начнем работу рабочей группы? Прикладываю ответ Минприроды России. Рябченко в ответе меня отфутболил к Екеевой, которая вообще проигнорировала мой вопрос, оставив его без ответа. Поэтому экологическая организация «Сакральный Алтай» обращается за помощью ко всему народу Республики Алтай, к той части населения, которая сердцем и разумом приняла, осознала значимость сакральных мест. Обращаюсь к народу, который убежден в необходимости закона «О сакральных местах». По Республике Алтай 8 районных филиалов экологической организации «Сакральный Алтай» начинают сбор подписей, требующих от Главы РА О.Л. Хорохордина и председателя ГС – ЭК РА А.П. Кохоева принятия этого закона. Назову руководителей филиалов, к которым вы на местах можете обратиться: Турочакский район – Корчуганова Н.П; Чойский район – Петургина Л.А.; г.Горно-Алтайск – Понкратьева С.В., Чемальский район – Чевалкова Е.Н. Онгудайский район – Анатова М.А., Улаганский район – Тондоева Л.Ю., Усть-Канский район – Чалчикова С.Б., Усть-Коксинский район – Майманова С.Б.. Обращаюсь к жителям Майминского, Шебалинского, Кош-Агачского районов – в связи с тем, что в ваших районах нет филиалов организации, желающие поставить свою подпись могут обратиться как в мой адрес, так и к любому знакомому вам руководителю районных филиалов. Текст обращения будет всем желающим предоставлен. Земляки, народ алтайской земли, во имя сохранения уникальных мест, дающих нам чистый воздух, целебные воды, красоту, чистоту, лесную пищу, всем миром, пользуясь своим конституционным правом, потребуем от властьдержавщих закона о защите и охране сакральных мест в Республике Алтай, которая сегодня как государственное образование в мировом сообществе имеет право представлять колыбель многих народов. З.Т. Тырысова, руководитель РОЭО РА «Сакральный Алтай»